top of page

КРАСНЫЕ БУРАЧКИ

  • Фото автора: Людмила Смогоржевская
    Людмила Смогоржевская
  • 2 сент. 2017 г.
  • 3 мин. чтения

Сегодня я встретилась с подругой детства Лилей, с которой после войны мы жили в коммунальной квартире 20 лет. Не виделись мы с ней около 40 лет. Встреча с подругой - встреча с детством, с юностью. Будучи детьми, видели такое, что другим не увидеть за всю долгую жизнь.

Лиля с мужем встретили меня хорошо. Накрыли стол. В центре стола стояла тарелочка с красными мелкими бурачками.

-Что это?- спросила я, глядя в большие красивые глаза Лили. Вдруг почувствовала тоску и немой ответ мне и моему мужу. Я поняла, что Лиля верна памяти, она не исчезнет из её жизни.

Красные бурачки на столе не давали мне покоя. Они будили во мне интерес. Я поняла, что не всё знаю о детстве подруги, о чём-то затаённом. Неспешно рассказала:

-Это 1945 год, год окончания войны. Мама и четверо детей вернулись из эвакуации в город Луганск. Жила мама, как и многие другие семьи, очень тяжело. Поднимать детей непросто одной, они требовали внимания, заботы, были ослаблены, больны. Папа на фронте, надеялась мама только на себя. Однажды мама получила конверт, в котором сообщалось: ваш муж пропал без вести. Это был удар, но у мамы были дети, и она знала, что свой век должна жить для детей. Мы никогда не видели слёз в глазах матери. Очень любили, когда собирались на кухне, где всегда стояла огромная выварка с теплой водой. Она обогревала небольшое помещение и согревала нас. Любимой темой рассказов мамы – это папа. Я не помнила его, но знала, что он красивый, добрый, весёлый.

Однажды мама решила: пойду к гадалке и погадаю: как и что будет в будущем. Мысль о том, что муж пропал без вести, казалась ей несуразной. Она решила подтвердить или опровергнуть её. Когда мама вернулась от гадалки, мы не узнали её: глаза горели, щеки порозовели, вся она светилась непонятной радостью. Старшая из сестёр Валя спросила: « Мама, почему ты радостная такая?» И мама сказала мне: «Папа вернётся, и вернется он, когда меня не будет дома. И я верю ей. Она знает, что так и будет». Шло время, жили очень тяжело и голодно. Однажды мама сказала: « Сегодня вечером мы с Валей (ей уже было 18 лет) пойдем к моим знакомым, у них есть сын (20 лет), и я хочу их познакомить, Валю и Володю. Чтобы не волновались, знайте: вернёмся мы на следующий день утром, Люба (12 лет) остаётся старшей. Дверь не открывать, лечь спать вовремя»,- приказывала детям мама.

Легли спать. Но ночью услышали стук в дверь. Вначале боялись подойти к ней. Потом всё- таки подошли. Для надёжности дверь была закрыта на палку. За дверью мы слышали:

-Это я. Ваш папа. Миля, открой, я вернулся.

Мы стояли, затаив дыхание: хотелось открыть, но мы помнили: никому не открывать. Это опасно. Стук продолжался. И вдруг Люба, она старшая, воскликнула:

-Да, это папа, ведь маме нагадали, что он вернётся домой, когда мамы не будет дома. Девчонки, открываем быстро.

Мы вытянули сначала палку из ручки двери, пощёлкали замками и, наконец, открыли дверь. Три девчонки, которых папа не видел больше четырёх лет, предстали перед ним. А перед нами стоял мужчина, одетый в пальто в клетку, брюки в клетку, в шляпе и улыбался. Неужели это папа? Наш папа должен быть в военной форме, в каске, вещь- мешок за плечами.

-Ты папа?- в один голос спросили мы.

-Да, меня освободили американцы из плена, я вернулся домой. Где мама? Где Валя?

Мы рассказали. Потом папа зашёл на кухню. Поставили на пол корыто. Он разделся, оставшись в каких-то смешных трусах. Сел в корыто, мы начали поливать на него воду из выварки. Она всегда стояла на плите, нагревая воздух на кухне. Поливая его из ковшика, мы не понимали, что папа может, не стыдясь никого, плакать. Слёзы смешивались с ручейками воды из чашек, и мы смеялись от счастья, что первыми встретили нашего папу. Он вытерся, нашли вещи переодеться, а потом сели на кухне.

-Девочки, родные мои, спасибо вам, что помогли помыться, а теперь, может быть, покушаем?

-Да, да,- сказала Люба. Она поставила на стол тарелочку с красными бурачками. Больше у нас ничего не было. Бурачки были такие вкусные, что до сих пор чувствуем их вкус. Папа кушал с удовольствием и хвалил. Прошло много лет, но и сегодня вспоминаются далёкие годы войны. Красные бурачки на столе - это память. Ноябрь 2011 год


 
 
 

Comments


bottom of page