Васильки
- 14 авг. 2017 г.
- 10 мин. чтения

Я возвращалась из Старого Города, где проходил Фестиваль Света. Вечерний Иерусалим неповторим своим волшебством.
Села в автобус и ехала до конца его следования. Подсела ко мне женщина лет 40 -45. Очень красиво и элегантно одета. Находясь под впечатлением того, что увидели в Старом вечернем Городе, сидели молча, наполненные тихой радостью. Потом разговорились, познакомились.
- Мария, -- сказала мне незнакомка. Приехала к дочери обсудить возникшие семейные проблемы. Совета просит не она у меня, а я, взрослая женщина, мама, прошу совета у дочери. Хочу ещё раз проговорить вслух всё то, что накопилось внутри, раскрыть душу. Я посмотрела на неё: взрослая женщина, внешность обычная: скуластое лицо, гладкие волосы, собранные на затылке в большой пучок, маленькие глазки – буравчики, великоватый нос. Очень ухоженная. Когда Мария заговорила, глазки – буравчики засветились яркими светлячками, привлекли внимание её белоснежные зубы и замечательная улыбка. Говорила она красиво, чётко, точно формулируя свои мысли, логически выстраивая цепочку рассказа. Ей очень хотелось рассказать незнакомке историю своей жизни, бурной, непростой, сделанной ею самой. Лицо её преображалось: румянец появился на скулах, глаза заблестели, она сияла и любовалась собой, завидуя и радуясь, что именно так сложилась жизнь.
-- Я училась в Ленинграде. Приехала из села. Училась на экономическом факультете, не предполагая, что буду так востребована. Выбрала этот факультет, потому что в нашей деревне одним из самых уважаемых был бухгалтер Иван Николаевич, к которому ходила вся деревня советоваться по любому вопросу. Мне нравилось внимание людей к нему, его ум, умение досконально объяснять и убедительно доказывать. Он был примером для подражания. В институт поступила легко, сдавала физику и математику; получив 9 баллов из 10 возможных, стала студенткой.
Я очень выделялась из среды столичных девушек своей некрасивостью, неумением одеваться, словом, была никакая. У меня цель – закончить вуз, получить диплом экономиста, стать успешной. Зная, что я не совсем, скажем так, привлекательная, все силы отдавала учёбе. По вечерам работала – мыла полы в подъездах элитного дома. Больше всего любила сидеть после работы в каморке у консьержки тёти Веры, которая, мне казалось, самой мудрой. Она блокадница, испытала много трудностей, но всегда этим гордилась. Вечерние посиделки нравились и ей, и мне. Мы пили чай, разговаривали, и я каждую неделю отчитывалась, что и как у меня произошло. Вспоминаю часто, как бежала на работу в любую погоду, чаще пасмурную и туманную. Сидели в каморке, забыв о заботах, наливая чай, как чувствовала любовь и внимание от тёти Веры, как рассказывала ей о своей влюблённости в пятикурсника Яна, как хочу с ним встречаться, но где он, а где я. Вокруг него всегда девчонки, он любимец общежития. Я говорила тёте Вере:
--Я хочу переспать с Яном,так как ни с кем ещё не была, а мне уже 20 лет.
Тётя Вера непонимающе смотрела на меня, молчала, но взгляд её говорил больше, чем любые слова. Однажды пошла на студенческую вечеринку по поводу сдачи зимней сессии. Девчонки – подружки сделали макияж, исправляя изъяны на моём лице. Молодость брала своё: стройная, подкрашенная, настроенная на успех, пришла на вечеринку. Танцевали, выпивали, пели, дурачились и веселились. Всё время старалась быть с кумиром – Яном, красивым, недосягаемым для меня юношей. Сама пригласила его танцевать. Хмель, радость от его присутствия подзадоривали меня: проявляй нежность, льни к нему. Но как это сделать? Смотрела вокруг на девчонок, которые просто висели на избранниках. Я замирала от счастья, что Ян – красавец рядом со мной, предчувствовала роман. Музыка, запах духов, выпитое вино, мне хватило глотка, чтобы опьянеть от всего, особенно от танца с Яном. Тянула его в полумрак, чтобы быть более смелой. Он ничего не понимал, но подчинился. Когда мы, наконец, остались одни, я ему прошептала на ухо, поднимаясь на цыпочки:
--Янчик, ты мне очень нравишься. Хочу с тобой переспать.
От себя этого не ожидала. Но что удивительно, он согласился. Мы в его комнате. Старшекурсники жили в комнатах на двоих. Закрыв изнутри свою комнату, он начал рассматривать меня, посадив с собой рядом на кровати. Ночь зимняя долгая, я её не торопила, но к утру, проснувшись и увидев рядом любимого, поняла, какую глупость совершила, знала, что он забудет меня наутро, никогда не стану для него любимой, буду только очередной. Теперь ждала скорейшего рассвета, чтобы выскочить из комнаты, стать под душ и смыть позор. Мне было больно и противно. Ненавидела себя и приказала:
--Никогда, никогда не спать с тем, кому ты не нужна. Только обоюдные чувства и любовь могут приносить радость и наслаждение.
Молнией сверкнула мысль: вдруг от этой встречи я забеременею. Да, да, мой недолгий гость и зимняя долгая ночь—благодарность судьбе за дочь. Яна никогда больше не видела, честно говоря, и не хотела этого. У меня родилась дочь, имя её Марьяна. В её имени соединила часть своего имени и имя её отца. С той далёкой ночи столько изменилось.
Мария грустно улыбалась, вспоминая бесшабашную молодость.
- Жизнь меня не баловала, она давала всё время новые испытания. Институт не бросила, даже академический отпуск не брала. Марьяну растили всем общежитием. Помогала тётя Вера, консьержка. Сегодня, когда мы с дочерью повзрослели, постоянно помогаем её семье, её внукам. Марьяна вдохнула в меня жизнь. Я часто чувствовала себя птицей, которая поднималась ввысь. Свысока могла увидеть позднюю осень и бронзовые следы, оставленные в деревьях, услышать звуки дождя, увидеть танцующие листья, цветущие сады, блестящий снег от фонарей, густую траву, полевые цветы…Птица взрывала болью тишину и ни о чём не жалела. Рождение дочери сделало меня сильной и целеустремлённой. Не буду рассказывать о трудностях матери – одиночки, но я стала другой. Даже из зеркала, которое не может врать, смотрела на меня красивая женщина. Я полюбила себя, и это меняло жизнь.
Шли годы, поднималась по карьерной лестнице и уже занимала должность главного бухгалтера большого холдинга. Коллектив, в котором работала, в основном, мужской. Марьяна росла крепкой, весёлой, озорной и красивой. Она всё знала об отце. Никогда не осуждала меня, даже говорила:
--Спасибо вечеринке и смелости мамы за появление меня на свет.
С дочерью мы были подругами. Марьяна окончила университет, вышла замуж и уехала в Израиль. Она и муж успешны, у них двое детей. А я раз в год, иногда раз в два года приезжаю повидаться, побаловать внуков, зарядиться от них молодостью и энергией. В этот раз моя поездка внеплановая,так как не терпит отлагательств.
Мы вышли из автобуса и сели на скамейке. Чувствовалось, что разговор только набирает силу. Из всего, что рассказала Мария, ничего не услышала, о чём она хотела посоветоваться с дочерью. И я была права.
Мы с Марией сидели и смотрели на вечернее небо Иерусалима, любовались большими звёздами. Я вскользь глянула на спутницу, она сияла от счастья.
Мария удобно села, глубоко вздохнула и спросила:
-У вас есть время? А терпение? А желание?
Я не успела ответить, как полился спокойный рассказ. Её голос, грудной, низкий и завораживающий, заставил откликнуться на просьбу – дослушать её.
---На работе преуспевала, хорошо зарабатывала. У меня достаточно денег. Хорошая четырёхкомнатная обустроенная квартира, но я в ней одна. Мне только 45 лет.
Образована. Окончила ещё юридический факультет, это помогает мне в работе главного бухгалтера холдинга. Слежу за своей внешностью, хожу в салон красоты, посещаю спортивный зал, стараюсь не иметь ни одного лишнего килограмма. Успешна и востребована.
Пришло время, когда хотела поделиться своими знаниями с молодыми начинающими специалистами, открыть секреты успеха, предотвратить ошибки, которые молодёжь допускает, начиная работать. Решение пришло само собой. Со своими подружками Ириной – экономистом и Кариной – психологом, одинокими, как и я, организовали фирму «Помоги начинающему специалисту». Дали объявление в Интернет. Не ожидали, что будет столько желающих. Разработали программу, уделяли большое внимание вопросам слушателей, проводили деловые игры. Работа кипела. Она приносила нам удовлетворение, удовольствие от результатов и благодарностей наших учеников. Эта работа скрашивала одиночество. Да и деньги появились дополнительные.
Мужчины у меня не было, так как мой опыт в молодости, когда я проявила напор и боевые действия в отношениях с Яном, до сих пор, несмотря на огромный период времени, прошедший со дня рождения Марьяны, приводили меня в трепет. Я содрогалась от этих воспоминаний. Внимание, цветы, маленькие сувениры, конечно, получала, но вела себя сдержанно, интеллигентно и просто. Корпоративные вечеринки бывали у нас. Я не всегда ходила, так как не очень любила. Но однажды по случаю юбилея шефа собрались в одном из ресторанов. Всё было замечательно, выступали местные знаменитости, танцевали, пели, веселились и радовались, как дети. Вечеринка продолжалась, но я ушла незаметно из ресторана, заранее заказав такси.
Был зимний красивый вечер. Таксиста попросила высадить раньше, хотелось пройти по воздуху, подышать и полюбоваться падающими снежинками. Шла и наслаждалась, думая о своём странном мире, в котором я живу. Работа, работа, работа, и отдых, он тоже устроенный на работе, свободное время – дополнительная работа для удовольствия. Не много ли мне одной? Ведь сердце моё выстужено, в нём кружит ветер; дом мой ледяной, в нём жить грустно. Двери дома я приоткрываю, но, к сожалению, никто не заходит. А я, наученная опытом, боюсь кого – либо тронуть даже взглядом. С такими мыслями потихоньку двигалась в сторону дома, проходя мимо мусорных баков, где бомжи рылись в ящиках, пытаясь найти еду. Прошла мимо них, заторопившись к своему подъезду, и вдруг услышала:
-Женщина, вы тут живёте? Дайте мне, пожалуйста, стакан воды или чая.
Хотя моя дверь, как я сказала, приоткрыта, но бомжа в дом?! Нет, нет.
-Сейчас я вам вынесу, подождите меня возле мусорных баков.
Зашла домой, заварила чай в термосе, взяла разовый стакан и вышла во двор. Бомж меня ожидал. Я напоила его чаем, дала два бутерброда и ушла домой. Дальше покатилась обычная жизнь одинокой женщины. Иногда появлялся возле мусорных баков бомж, которого я подкармливала. Еду для него покупала в своём буфете: салат и булочку с присыпкой. Зима была в тот год холодная. У меня созрело желание купить моему знакомому бомжу тёплую куртку. Купила, но он не появлялся пару недель. Позже отдала, но через день увидела его в прежней рваной одежде. Не успела спросить, где подаренная мною куртка, как он извиняющим тихим голосом сказал, что куртку забрали бомжи – паханы. Мне стало жаль его, купила ему тёплый жилет, чтобы его никто не видел,так как надевать можно под рваную куртку. Стало привычкой заботиться о бомже, покупая ему еду, а иногда и одежду. О нём я никогда никому не говорила, стеснялась сказать даже подругам.
С Кариной и с Ириной продолжали работать в фирме «Помоги начинающему специалисту», иногда после занятий устраивали девичники, и подруги рассказывали, как они заботятся о своих кошечках и собачках. Я осмелела и открылась:
--Вы заботитесь о домашних животных, а я забочусь об одиноком человеке – бомже Васе.
Подруги открыли рты, а потом рассмеялись:
--А, вот почему ты после работы покупаешь салат и булочки. Понятно, почему задерживаешься на работе, ожидая наступления темноты, чтобы появились бомжи возле мусорных баков. Подруга, а что ты о нём знаешь?
--Да ничего. Просто бомж Вася, одинокий, голодный, бездомный, внешность обычная, лицо измазано, на голове вязаная шапочка. Всегда с палочкой, которой роется в мусорном баке. Мне его просто жаль.
-Мария, - сказала Карина,-- мы тебе с Иркой подарим собаку. Лучше о ней заботиться, чем о грязном бомже.
--Нет, девчонки, спасибо, плохо будет и собаке, и мне. Одинокой станет ещё и собака, так как командировки, долгие часы работы. Прошу вас: нет и нет. Точка. У меня есть бомж Вася.
Быстро окончив разговор с подругами, не очень приятный для меня, пожалела, что открыла свой секрет. Девчонки, выйдя от меня, долго стояли возле своих машин и что – то обсуждали. Я была уверена: меня и бомжа Васю.
Встретились с бомжем первый раз в начале декабря. С того времени прошла зима, весна, лето, осень. Мы виделись с Васей, иногда перекидывались несколькими словами, но
главное, так казалось мне, я его подкармливала, иногда меняя меню. Стала к нему внимательно присматриваться и заметила, что он всегда в перчатках. Спросила его об этом. Вася сказал:
-У меня экзема, руки в болячках и струпьях.
Он смутился, и я никогда не задавала никаких вопросов. Знакомство с бомжем продолжалось почти год. Я ему всегда говорила, когда у меня командировка, когда задерживаюсь на работе. Давала деньги, чтобы в это время он не голодал. Кстати, всегда был трезв. В начале декабря сообщила ему, что еду в Прагу на десять дней подписывать новый важный контракт.
-А где будете жить?
-В гостинице «Злата Прага».
Я не обратила внимания на слова, сказанные друг другу.
Уехала в Чехию, удачно подписан контракт. Шеф и его замы довольны. По традиции нашего предприятия удачи и неудачи отмечались в ресторане. Выбрали бар – ресторан «Прага». Он славился фирменным блюдом «колено», где готовили его великолепно. Там вкусное пиво. Вечером, отдохнувшие немного после тяжёлой, но успешной работы, мы сидели за столиком, наслаждаясь успехом и вкусной едой. Мужчины рассказывали пикантные истории, анекдоты, не стесняясь меня, так как я была своим парнем. Подошёл официант и передал мне букет голубых васильков. Да, да, голубые васильки в начале зимы и записка. Я удивилась. Затихли спутники, сидящие за столом. Я взяла записку в руки, ничего не видя, что написано в ней, выхватив только два слова в конце: бомж Вася. Стояла, боясь упасть. Что это? Какой бомж Вася? Он сейчас возле мусорных баков, о нём мне некогда было даже вспомнить. Наверное, девчонки решили меня разыграть, поставить на пьедестал перед мужчинами – коллегами. Всякие мысли мелькали в моей голове. Потом сообразила спросить у официанта:
- Где этот человек, который передал мне цветы?
-Он сидит в углу зала. Посмотрите направо.
В углу зала, действительно, сидел человек в сером костюме под цвет волос, голубой рубашке, которая подчёркивала голубизну его глаз, и красной бабочке. Всё это я увидела, когда сорвалась с места и помчалась в конец зала. Набрала в грудь воздуха и выдохнула:
-Это вы?
-Да.
Посмотрела на необыкновенно ухоженные руки: не было ни одного пятнышка от экземы. Мужчина встал, поцеловал мне руку, пододвинул стул к столу и сказал тихо, искренне и душевно:
-Мария, как я рад, что могу представиться. Всё открылось.
А я, ничего не понимая, сидела и чувствовала какую – то тайну, может быть, обман, но в то же время такое тепло растекалось по всему моему телу.
Коллеги, уходя из ресторана, принесли сумку, забытую мной, попрощались, с недоумением посмотрев на меня.
Долго сидели с Василием, говорили, говорили, радуясь встрече. Ночь провели вместе в гостинице в номере Василия. Он мне говорил такие слова любви, о которых я мечтала всю жизнь.
-Люблю тебя страстно. Я очарован тобой. Люблю твои плечи, голос, линию шеи, походку, стан, тяжёлые волосы, красиво уложенные на затылке, длинный нос, глаза, сияние в них. Ты покорила меня своей добротой и поддержкой. Ты не любимая женщина, ты обожаемая мной. Я наблюдал за тобой целый год, у меня было время всё увидеть. В детстве я любил водить хороводы только с теми, кто мне нравился. Я хочу водить хоровод только с тобой – это мой звёздный хоровод. В детстве рисовал картины в голове, а сейчас ты ожила под моей кистью: ты в моём представлении красивая звезда, к которой в ночном небе мчится тоненький месяц. Он постепенно превращается в полную луну и приглашает эту звёздочку на бал любви в нашу совместную жизнь. Подарил тебе васильки, потому что я Василёк, и василёк – полевой весенний цветок, цветок счастья.
Я молчала, затаившись и превратившись в маленькую горошину, но которая не хотела закатываться в уголок, хотела слушать и слышать признания в любви человека, которого знала только, как бомжа возле мусорного бака.
Видя вопросы в моих глазах: кто он, почему обманывал меня так долго, как приехал, как нашёл???
Ответил телеграфной строкой:
--Успешный бизнесмен, богат, разведен, двое взрослых сыновей, устроенных и живущих за границей. Есть внуки. Возраст - 59 лет. Играл роль бомжа, хотел влюбиться в женщину добрую и которую бы не интересовали деньги и власть, поэтому играл роль бомжа Васи. Эту легенду помог мне придумать знакомый режиссёр.
Лучшей ночи в моей жизни не было. Ещё два дня мы провели вместе с Василием в Праге. Бродили по улицам зимнего города, не замечая холода и стужи, вечером танцевали зимнее танго на Вацловской площади. Он проводил по моей пылающей
щеке своей красивой горячей ладонью, и мне казалось, что из постороннего становится роднее всех родных. С нами танцевали зимние звёзды на небе. Два одиноких человека встретились, чтобы не расставаться. Холодная Прага отогрела наши одинокие сердца. Сидели в ресторане вечером и не могли насмотреться друг на друга. За окном слышали песни зимней вьюги, нам становилось тепло от вина, любви и счастья, которое испытывали.
Вернулись в город. Я ничего не говорила подружкам. Но сияние глаз, летящая походка и свет, исходящий от меня, не остался незамеченным. Я молчала, боялась спугнуть своё счастье.
Сейчас приехала советоваться с дочерью: что мне делать. Марьяна, выслушав мою историю с Василием Семёновичем, произнесла только две фразы:
-Мамочка, я очень рада, что ты встретила ЕГО. Помни: любовь—это звон, а Васильковый звон колокольчиков звучит только для тебя. Май 2011 год
Opmerkingen