top of page

Наказана или прощена

  • Фото автора: Людмила Смогоржевская
    Людмила Смогоржевская
  • 14 авг. 2017 г.
  • 10 мин. чтения

Я жила в небольшом городке в доме, где все знали друг друга, дружили и общались, помогали советом, делом, переживали, если у кого – то были проблемы, старались решать их сообща.

Поселилась в нашем доме молодая пара: Владислав и Галина, она – учительница химии, он – учитель физкультуры. Настолько красивая пара, что я не могла на них насмотреться. Понимала Владислава, что он ради жены готов на всё. Я, взрослая женщина, прожившая жизнь, знала, что у молодого мужа учащается биение сердца , когда он видит такую нежную, красивую жену, с широко раскрытыми зелёными глазами, волнующей походкой, всегда красивой стрижкой, никогда не унывающей, улыбчивой, модно одетой. Я любовалась этой молодой парой. Они работали в разных школах города. Однажды, когда Галина возвращалась с работы, я остановилась поговорить с ней и зарядиться энергией от молодой женщины. Сказала, что она хороша собой и украшает наш дом. Галина грустно улыбнулась, глаза её увлажнились:

-Мне многие завидуют, говоря о моей внешности, а я в этом ничего не вижу особенного. Это от меня не зависит, просто природа не отдохнула на мне. Но у меня есть большая проблема: мы с Владиком живём уже пять лет, а детей у нас нет. Я здорова. Но как только начинаю говорить Владу о его медицинской проверке, мы ссоримся. Скажу вам по секрету: на протяжении двух лет пишу своему будущему ребёнку письма, открытки, записочки, разговариваю с ним и очень верю: будет у меня ребёнок. Сегодня утром неприятно поговорила с мужем. В очередной раз попросила пойти к врачу провериться. В ответ услышала оскорбительные слова, меня покоробила последняя фраза, брошенная им: у меня всё давно проверено.

Галина вытерла слезинки, которые выкатились из её глаз. А потом заторопилась домой готовить очередной романтический ужин – примирение. Она, зайдя в дом, позвала Влада, стараясь забыть об очередной утренней ссоре. В ответ – тишина. Зашла в спальню, переоделась, и бегом на кухню - к приходу мужа всё успеть. По привычке включила магнитофон, стоящий на кухне, из него полилась красивая классическая музыка, и такой покой повеял от неё. Она представила себе оркестр, в который приходят талантливые люди со своими инструментами, чтобы извлечь волшебные звуки, достичь красоты звучания и гармонии. Музыка всегда волновала и успокаивала её. Так было и сегодня. Разбирая покупки, принесённые из супермаркета, молодая женщина сочиняла меню ужина под музыку оркестра и вдруг резко остановилась. На кране стояла записка: «Галя, прости. Надоели мне твои упрёки. Уехал к любовнице, которая два года назад родила от меня дочь, поэтому, как видишь, проверка мне не нужна. Владислав». Галина перечитывала эту жестокую записку и заливалась слезами. Масса вопросов возникало у неё: Почему он предал её? Почему изменял? Почему не любил? Почему не понимал? Почему не принимал её такой, какой она была? Почему у него перестало стучать бешено сердце, когда он видел её? И ещё масса «почему». Все покупки были разобраны, но готовить ужин она не могла. Галина молча взяла свои записи, обращённые к будущему ребёнку, начала писать, выплёскивая свои чувства на бумагу. Она писала ему, изливая душу и сердце, а все мысли и обращения были направлены к мужу:

- Сегодня, Владик, ты совершил честный поступок, ты ушёл к другой женщине и к своей дочери, ты поступился своей женой, своими чувствами, любовью. Ты вычеркнул прошлое, а у меня под ногами закачался и перевернулся мир. Я никогда не думала, что от меня может уйти любимый, красивый, единственный, родной человек. Сейчас налью в бокал вина, которое купила для романтического ужина – примирения, чокнусь с твоим бокалом и скажу: «Как жаль, что мне не снится это, как жаль, что я пьянею от вина, а не от любви к тебе! Как переболеть любовью?! Как осознать, что это реальность, а не растаявший голубой сигаретный дым? Прощай, Влад, я разобью твой бокал на счастье. Ты разделил нашу общую жизнь на две части. Твоя часть – полная семья, а моя жизнь - она на краю обрыва, и я должна удержаться на нём. Я удержусь и сделаю себя счастливой!

Галина осушила свой бокал, положила записи в папку, где хранила сокровенные мысли, разбила другой бокал, представляя Влада, который мог держать его в руках и смотреть на неё с улыбкой, поторопилась стереть из памяти видение и сказала громко, как будто хотела, чтобы он услышал её слова:

- Ты, Влад, ушёл в весну, а я с разбега прыгну через любовь в зиму, но запомни: я не замёрзну!

Галина взяла больничный лист, чтобы прийти в себя. Три дня она собирала вещи бывшего мужа, его записи, какие – то личные вещи, аккуратно складывала в картонные ящики, а вечером попросила соседей помочь ей вынести всё это к мусорному ящику. Открыла окна, проветрила дом, чтобы и духа его в доме не было, драила квартиру, хотела вытереть всё, но как стереть его из памяти? Ничего, всё будет хорошо – интуиции своей она всегда верила. Привела в порядок теперь только её дом, поменяла замки. Пошла в парикмахерскую, изменила причёску. Подала на развод, попросив вернуть свою фамилию. Делала всё быстро, боясь задержаться на какой – либо остановке. Окунулась в работу, подолгу готовилась к урокам, искала интересное, хотелось всю себя отдавать детям. Занималась репетиторством, домой возвращалась поздно.

Однажды, через две – три недели после ухода Влада, в воскресенье она проснулась утром от слабости, тошноты и недомогания. Самочувствие было непривычным для неё. Даже классическая музыка не помогала и не успокаивала от пустоты и тяжести, которая внутри. Что со мной? И вдруг молнией пронеслась в голове крамольная мысль: а может быть, я беременна? Где? Где тесты на беременность? Нашла, бегом проверила и не поверила тому, что увидела: она беременна. Галина пела, радовалась, понимала, что возвращается к жизни. Волны судьбы подхватили её и понесли на своих гребнях.

Классическая музыка сейчас не успокаивала, а, наоборот, будоражила воображение, и трубы оркестра звали в новую жизнь. Вот след, который оставил Влад. Галина снова счастлива. Но это будет только её ребёнок. Как же судьба милостива к ней! Наверное, последняя ночь с Владом стала самой желанной. Влад опередил события, уходя к другой женщине и ребёнку. Но всё случилось, как случилось. Не так хотелось Галине, не разделила она радости с мужем. Но, разбуженная будущим ребёнком, Галина проснулась. В ней всё клокочет: смех, радость, слёзы, печаль, надежда, уверенность… Галина знала, что у неё будет ребёнок, интуиция не обманула, и сейчас это самое главное в её жизни.

Я помню Галину в эти для неё непростые дни: никогда не роптала на бывшего мужа – он вычеркнут из её жизни. Она красива, умна, счастлива. Мечта, сокровенная и долгожданная, исполнится.

Галину пригласили работать методистом химии в городской отдел народного образования, её статьи печатались в методических журналах, она делилась опытом с молодыми специалистами, выступала на научных конференциях, удивляла слушателей неординарностью своего мышления. Галина преподавала свой предмет так, что химия становилась любимым предметом для учеников.

Время шло. Я уехала из города и из страны, а вернулась в отпуск через 18 лет проведать родственников, друзей и подруг. Остановилась в том же доме, где продолжала жить Галина с красивой дочерью Лизой, которая оканчивала школу и собиралась ехать в Киев, чтобы продолжить учёбу в медицинском вузе. Встретила Галину в парке. Много лет не виделись, а она всё так же хороша собой. Обнялись, поцеловались, она присела рядом со мной на скамейке и коротко рассказала о себе и о дочери:

- Всё хорошо. Одна. Никого не встретила, да и не хотела, так обожглась в молодости, что не хотела никаких новых страстей и ожогов. Лиза – дочь умная, послушная, скромная, мы хорошо понимаем с ней друг друга, она ходит на бальные танцы, победитель всяких молодёжных конкурсов. Она моя гордость, память с нежностью и грустью о былом, которое никогда бы не хотелось вернуть.

Я увидела счастливую женщину и поняла, что жизнь для неё не выглядит потерянной и потерявшей что – то, у неё в глазах свет: ей хорошо и в жаркое лето, и в промозглой осени, и в леденеющем ветре зимой, и в лучах весеннего солнца, когда вокруг бушует зелень. Работала Галина уже заведующей городским отделом народного образования. Мы расстались с ней, обменявшись адресами электронными и почтовыми.

Я вернулась в страну, где жила; довольна, что увидела и встретила всех, кого хотела. С Галиной общались благодаря компьютеру, чувствовали, когда нужны друг другу со словами поддержки, обменивались мнениями. Я любила общаться с Галиной, она удивляла меня неординарным мышлением, взглядами на мир, ловила себя на мысли: люблю её слушать, вникать в то, о чём она говорит, сопереживать всему; она умела сдвинуть душу с места, отогреть в холод и остудить в жару. Она была для меня интересной, я видела её всё время в полёте.

И вдруг связь с Галиной прекратилась. Переживала. Успокаивала только тем, что июнь месяц, время для неё напряжённое, в школах экзамены текущие и выпускные, масса рутинной работы, ей не до меня. И это было действительно так. Получила ответы на свои волнения только через некоторое время. А случилось вот что.

Дочь Галины Лиза училась в медицинском университете, жила у хозяйки на квартире. Хозяйка строго следила за поведением Лизы, не разрешая приглашать к себе друзей и подруг. Лиза оканчивала первый курс, продолжала посещать студию бальных танцев. В начале учёбы в Киеве был межвузовский конкурс бальных танцев. Лизу пригласили танцевать в этом конкурсе. Председатель жюри обратил внимание на молодую стройную и красивую девушку. Она ему кого – то напоминала, не мог вспомнить, кого? Наверное, молодость. Воспоминания бередили его душу, когда она вышла в конце конкурса принять приз победительницы из рук председателя жюри. Впервые такой красивый, импозантный взрослый, седеющий, но всё ещё стройный мужчина, с необыкновенно приятным запахом французского одеколона провожал её домой, попросив рассказать, где она так красиво научилась танцевать. Лиза рассказывала о себе спокойно, а председатель жюри слушал её, и неведомая сила влекла его к ней. Ему интересно было её слушать, девушка не только красиво танцует, но и говорит, завораживая его, удерживая возле себя, и вдруг понимает: не могу оторваться от этой чистоты, простоты и радости общения. Долго шли пешком к дому Лизы, им было хорошо: ей спокойно и надёжно рядом с ним, а ему – интересно, он понимал, что в его судьбу входит женщина, у него бешено билось сердце, как в молодости, когда он готов был бросить под ноги женщины свою жизнь. У входа в дом он протянул девушке руку: Слава. Они попрощались, не обещая ничего друг другу. Слава, помолодевший и окрылённый прогулкой с Лизой, думал, что готов на всё, только, чтобы дарила ему любовь эта молодая красивая чистая девушка, изящная, великолепно танцующая, с нежным бархатным голосом, он готов был слушать её бесконечно. Лиза отметила про себя умение Славы быть элегантным, галантным, ей было и грустно, и смешно, когда она вспоминала прогулку по вечернему Киеву. Он был для неё джентльмен, уверенный в своей победе над ней. Ночь для Лизы была короткой: долго не могла уснуть, рисуя картину своей жизни в будущем: высокое небо, стая птиц, и одна поёт так, что заглушает других, желая выделиться, обратить внимание и опуститься к ней, говоря на ухо, что любит только её. Лиза отгоняет птицу и просит: « Не пой так громко, моё сердце на замке, я не могу открыть его для первой шумной птицы, я хочу услышать птичий оркестр, где все талантливы. Выберу я только ту, которая сможет достучаться до закрытой двери, сбросить замок и открыть заветную тайну любви для двоих. И это будет чудо». Лиза проснулась, понимая, как здорово жить, когда в руках у таинственной птицы есть ключ счастья – любить и быть любимой.

Потекла для Лизы студенческая жизнь со своими радостями и печалями, зачётами и экзаменами, не всегда было время ходить в студию бальных танцев. Знакомого Славу не встречала и почти забыла о нём. С мамой каждый день общалась по скайпу или по телефону. После сессии ездила домой, но город показался ей тесным, хотя уютным и родным, тянуло в столицу. Новые друзья, студенческие тревоги, заботы влекли её больше, чем мамина пустая квартира,так какАа мама всё время на работе. Прежние друзья казались ей другими, у них была масса времени, какие – то неинтересные разговоры, встречи в кафе, когда после первых объятий нечего сказать друг другу. Именно сейчас Лиза вспомнила своё общение со Славой и поняла, что интересней общаться со взрослыми. Она объясняла это тем, что в её жизни так не хватало отца.

Снова Киев. Учёба, которая нравилась Лизе, увлекала и интересовала её. Однажды вечером, когда Лиза вернулась из университета, хозяйка передала ей визитку. Она от Славы. В визитке координаты знакомого. Но девушка не позвонила ни в этот день, ни на следующий день, позвонила только через месяц – полтора. На другом конце провода она услышала радостный голос Славы и поняла, что он ждал, очень ждал звонка от неё. Позже почувствовала, что тоже рада слышать его голос, словно луч солнца осветил путь от неё к Славе. Разговор был коротким. Слава назначил ей свидание в ресторане, сказав, что заедет за ней вечером. Лиза начала встречаться со Славой. Она летала на крыльях любви, успевала всё сделать в университете, чувствовала прилив сил, понимала, что Слава украшает её жизнь, ей с ним интересно и спокойно. Теперь Лиза сама звонила маме и взахлёб рассказывала о Славе, его красоте и благородстве, сказала о его возрасте, подчеркнув маме, что это только преимущество её знакомого. Не обратила внимания на рассказ Славы, что у него есть жена, взрослая дочь, но он давно собирался с ними расстаться, потому что дом и быт стали утомлять его, остыл к жене, а дочь замуж собирается. Он готов к новым отношениям, любит Лизу безумно, страстно и понимает, что это навсегда. Лиза не торопилась к серьёзным отношениям. Слава делал ей подарки, часто удивлял неожиданными сюрпризами и влюблял в себя.

Лиза думала, что так продолжаться не может, и она должна рискнуть познакомить маму с ним, а потом уже и согласиться на близкие отношения, замужество. Но мама – это важно. Сдана летняя сессия, приняли решение: вечером встретиться в ресторане, чтобы познакомить Славу с мамой Лизы.

Не всегда получается, как планируешь. Поезд опоздал на три часа, поэтому Галина с небольшим чемоданом поехала прямо в ресторан. Остановившись в дверях ресторана, она увидела в углу столик. Привлекло внимание сияющее лицо дочери и затылок жениха Лизы. Галина была готова к тому, что жених дочери старше неё, объясняла для себя недостатком отцовского внимания в детстве. Внутри ёкнуло. Галина почувствовала, что рана молодости болит. Подошла к столу, объятия, поцелуи. И вдруг, подавая руку жениху Славе, поняла: пришёл не тот, которого ждала для дочери. В ресторане гремела музыка, веселье кружилось в атмосфере летнего вечера, а в душе Галины мгновенно поселилась печаль, тоска и тишина. Она не чувствовала ресторанного веселья. Молча достала ручку из сумочки, взяла салфетку и написала: Влад, уйди немедленно. Это наша с тобой дочь. Я сумела справиться одна, и дочь сумеет! Уйди!

Галина чувствовала, что говорить она не может, мгновенно от волнения лишилась голоса, сердце выскакивало из груди, стук его был настолько сильным, как будто метроном отсчитывал ни минуты, а часы, таким долгим оказался путь записки от Галины к Владу. Тень ушедших лет промелькнула перед родителями Лизы. Девушка ничего не понимала, что случилось: почему лицо Славы стало землистым, и испарина появилась на лбу; почему мама молчит, не может произнести ни одного звука, как будто спазм сдавил её горло. Слава был обескуражен. Он выпил залпом спиртное. А потом вышел из – за стола. И ушёл, ушёл навсегда, как в первый раз, когда оставил записку Галине.

Когда ушёл Слава, Лиза вскочила, чтобы остановить любимого. Галина преградила дорогу дочери. Нет! Нет! Нет! – говорил взгляд матери. Дочь никогда не должна знать, кто такой Слава. Галина молчала, а потом слёзы потоком потекли из её глаз.

-Почему именно Влада встретила её дочь?

-Почему влюбилась в него?

-Почему в миллионном городе она выбрала именно его? Как вылечить свою душу, душу Лизы, что делать в такой ситуации? Всем могла давать советы, предотвращать беду, а свою дочь не уберегла.

Лиза, забыв о женихе, понимала, что спасать надо лучшую подругу – свою маму, которая за пять минут постарела, сникла, мама раздавлена встречей с женихом, которого сейчас Лиза ненавидела.

Сидели долго, до закрытия ресторана. Мама молчала, и молчание – ключ к разгадке. Какая расплата!

-Надо учиться жить без встреч со Славой. Прикажу себе!- думала Лиза.

А в голове Галины был свой приговор:

-Наказана или прощена, не знаю, но понимаю: любовь к Владу не прошла. Люблю, люблю, люблю…

Август 2012 год


 
 
 

Comments


bottom of page